Локальные атласы. История. Проект "Локальные атласы"
Объявления
Мы рады приветствовать Вас
на научно-методическом интернет-ресурсе
"Локальные атласы"
ИСТОРИЯ
Проект "Локальные атласы"
Локальные геоизображения
Географическое образование
Подробнее
Краткая история развития научно-методического проекта "Локальные атласы"
Научно-методический проект "Локальные атласы", посвящённый особым картографическим произведениям – краеведческим атласам локального уровня, – основывается на научном и творческом наследии, а также на практическом опыте и профессиональных достижениях лениградских (петербургских) учёных-географов и педагогов Василия Григорьевича Васильева (1922–1995) и Сергея Васильевича Васильева (1949–2012).
Теоретические начала научно-методического проекта "Локальные атласы" были заложены канд. геогр. наук, доцентом Смоленского и Ленинградского педагогических институтов В. Г. Васильевым. В 60-е гг. ХХ века он принимал активное участие в создании комплексных географических атласов отдельных регионов СССР – Смоленской и Ленинградской областей. Успешная практическая реализация этих проектов, а также собственный научный и педагогический опыт в географии, картографии и естественнонаучном образовании, позволили Василию Григорьевичу параллельно развивать идею создания краеведческих атласов малых территорий – административных районов, совхозов и колхозов, небольших поселений, примечательных природных и историко-культурных объектов.
К 60-м гг. ХХ в. теоретическая система в сферах создания локальных краеведческих атласов и их применения в качестве средств обучения фактически отсутствовала. Дореволюционная локальная картография имела в приоритете описательные и прикладные задачи, а созданные в царской России картографические произведения средних и крупных масштабов преимущественно были общегеографического содержания. В Российской империи система школьного естественнонаучного и гуманитарного образования не предполагала интенсивного использования локальных краеведческих карт. Поэтому до Октябрьской революции их практическое применение в обучении имело в масштабах страны лишь единичные эпизоды, а теоретическое и методическое сопровождение этого было крайне ограниченным, несистемным и малозаметным, касалось описания лишь отдельных учебных случаев в практике инициативных школьных учителей.
В первые десятилетия Советского Союза ситуация с потенциальным созданием краеведческих карт и атласов локального уровня и их применением в обучении имела контрастный характер. С одной стороны, в это время наблюдался расцвет краеведения (в т. ч. и школьного), и в научных журналах по географии, краеведению и педагогике появлялись публикации о возможностях применения средне- и крупномасштабных карт и планов в образовании, описывались единичные реальные или гипотетические проекты по созданию отдельных учебных рукописных карт или их тематических серий на небольшие по размерам территории. С другой стороны, с начала 30-гг. ХХ в. государство взяло жёсткий курс на засекречивание картографических материалов крупного и среднего масштабов, что фактически исключало возможность практической и полноценной реализации идеи создания учебного краеведческого атласа локального уровня. Тяготы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и послевоенного восстановления мирной жизни в 40–60-е гг. ХХ в. также не способствовали интенсификации научной и практической деятельности в этой области.
Осознавая значительный потенциал локальных атласов как источников краеведческой информации и средств обучения, Василий Григорьевич Васильев с 60–х г. ХХ в. интенсивно занимался изучением теоретических, методических и практических сторон создания подобных картографических произведений. До середины 80-х гг. ХХ в. В. Г. Васильев выявлял, анализировал и обобщал материалы предшествующих исследователей в этой области, разрабатывал теорию и методику создания локальных атласов, определял их преимущества как источников физико-географических, социально-экономических, экологических и историко-культурных сведений, а также рассматривал разнообразные дидактические стороны их возможного применения как средства обучения. Результаты его исследований в этой области регулярно публиковались в научно-педагогических журналах, представлялись на конференциях и семинарах, обсуждались и анализировались учёными, краеведами, преподавателями и школьными учителями.
Параллельно теоретическому и методическому изучению данной проблематики, В. Г. Васильев занимался и практической разработкой макета подобного картографического произведения. Как уроженец Демянского района Новгородской области, Василий Григорьевич выбрал именно эту территорию для создания своего локального краеведческого атласа. Несмотря на то, что в это время практическая реализация подобного проекта не представлялась возможной (вследствие непреодолимых ограничений на доступ к геоизображениям среднего и крупного масштабов), В. Г. Васильев всё равно занимался интенсивными комплексными географо-краеведческими исследованиями Демянского района, изучал доступные геоизображения и материалы на данную территорию, а также по мере возможности разрабатывал математическую, картографическую и географическую основы для картосхем будущего районного атласа.
С середины 80-х г. ХХ века в СССР начались радикальные преобразования, в т. ч. и в сфере картографии – подходы к уровням ограничений картографических материалов локального уровня постепенно пересматривались в сторону ослаблений. В итоге, к 90-м гг. ХХ в. в Российской Федерации появились возможности к практической реализации идеи создания полноценного и общедоступного локального краеведческого атласа.
Занимаясь на протяжении тридцати лет разносторонними теоретическими исследованиями и практической деятельностью в сфере составления учебных локальных краеведческих атласов, в это время В. Г. Васильев интенсивно работал над подготовкой "Атласа Демянского района Новгородской области". Как учёный-географ, Василий Григорьевич уже с 60-х гг. ХХ в. значительное внимание уделял географо-экологическим исследованиям родной ему земли – Демянского района в целом, а также его отдельных территорий – Демянской низины, Тригорья, Селигерского Поозёрья, непосредственно сам занимался на регулярной основе полевыми и камеральными изысканиями. Совокупность такого опыта позволила В. Г. Васильеву в кратчайшие сроки подготовить к выпуску свой локальный атлас.
К 1995 г. В. Г. Васильев подготовил практически завершённый авторский макет атласа Демянского района, а также опубликовал ряд статей, посвящённых работе над изданием. В этих публикациях он не только описывал ход работы над своим локальным атласом и методику его составления, но и раскрывал его потенциал как средства обучения – осуществлял теоретико-методологическое обоснование преимуществ данного издания, приводил учебные задания, упражнения и задачи для школьников на основе работы с картографическим материалом, представлял методические материалы и инструкции для учителей при работе с атласом и пр.
Но летом 1995 г. Василия Григорьевича Васильева не стало, поэтому создание атласа завершили его дети – выпускники географического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена канд. пед. наук С. В. Васильев и канд. пед. наук Т. В. Васильева. "Атлас Демянского района Новгородской области", посвящённый 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, был издан в 1997 г. и стал первым в России официально выпущенным учебным краеведческим атласом районного уровня.
Атлас Демянского района Новгородской области является комплексным по содержанию и предоставляет полную географическую характеристику района (географическое положение, естественная история, природные условия и ресурсный потенциал, природопользование, история освоения, экономика и социальная сфера, экологическая обстановка). Он содержит 33 специальных карты (районные – в масштабах 1:300000 и 1:600000), пояснительный текст, рисунки, аэрофотоснимки, профили, блок-диаграммы. Также в атлас вошли и несколько мелкомасштабных карт Новгородской области. Поскольку, в первую очередь, атлас Демянского района предназначен для изучения своего района учащимися в школах и на факультативных занятиях, его содержание дополнено инструкциями, вопросами и заданиями, географическими задачами.
С момента выхода краеведческий атлас Демянского района вызвал значительный интерес у научной и педагогической общественности России и зарубежных стран. Специалисты отмечали его исключительный потенциал как источника пространственной информации и средства обучения.
Например, положительно отзывался о нём знаменитый норвежский географ и путешественник Тур Хейердал.
До сих пор атлас Демянского района Новгородской области имеет практическое применение в науке и обучении, а также служит образцом для современных краеведческих атласов локального уровня. На страницах атласа справедливо отмечена ключевая роль Василия Григорьевича как ведущего автора, составителя и главного редактора.
С середины 90-х гг. ХХ в. научно-практическое направление В. Г. Васильева по созданию, изучению и популяризации локальных краеведческих атласов продолжил канд. пед. наук , доцент (с 2006 г. – докт. пед. наук, профессор) кафедры методики обучения географии и краеведению РГПУ им. А. И. Герцена С. В. Васильев.
Сергей Васильевич Васильев активно занимался теоретическими и практическими вопросами в сфере создания учебных локальных краеведческих атласов с 80-х гг. ХХ в. Он являлся одним из ведущих авторов, членом редакционной коллегии вышеописанного атласа Демянского района Новгородской области. После ухода из жизни В. Г. Васильева именно под руководством Сергея Васильевича к 1997 году была полностью завершена работа над атласом Демянского района и было обеспечено полноценное официальное издание атласа.
Поскольку к концу ХХ в. более трёх четвертей от общего числа школьников постоянно проживали и обучались в городах, С. В. Васильев пришёл к выводу о целесообразности разработки учебных локальных краеведческих атласов, в содержании которых учитывались бы особенные условия городской среды. С середины 90-х гг. ХХ в. Сергей Васильевич интенсивно занимался созданием таких картографических пособий на территории отдельных административных частей крупного города.
Под руководством С. В. Васильева (выступившего составителем и главным редактором) были созданы краеведческие атласы Невского (1997) Красносельского (1999) и Калининского (2002) районов С.–Петербурга. Данные издания представляют собой локальные краеведческие атласы комплексного типа, но при этом характеризуются значительным акцентом на экологическое содержание. Помимо стандартного набора карт (отражающих географическое положение, природные условия, историю освоения, экономику и социальную сферу), с учётом специфики урбанизированного пространства в состав атласов городских районов были добавлены картосхемы промышленности; состояния воздушного и водного бассейнов; загрязнения почв; медико-географической и радиационной обстановки; состояния зеленых насаждений. Основной набор картосхем в атласах Невского, Красносельского и Калининского районов С.–Петербурга был выполнен в крупном масштабе. Помимо районных, в атласы был включён ряд карт на территорию города Санкт-Петербурга в целом, Ленинградской области.
Атласы городских районов С.–Петербурга, в первую очередь, были предназначены для использования в учебном процессе в общеобразовательных школах на уроках географии, биологии, истории, краеведения, и др., а также на факультативных занятиях и во внеклассной работе. Для расширения возможностей применения некоторые атласы были дополнительно снабжены рабочими тетрадями, электронными версиями, а также методическими рекомендациями для учителей. Также данные атласы представляют интерес как источники пространственной и краеведческой информации о различных частях города, являются востребованными и полезными для учёных и краеведов, работников административной, экономической и социально-культурной сферы, туристов и жителей С.–Петербурга.
Как ведущий специалист в сфере создания краеведческих атласов районного уровня, С.В. Васильев в качестве соавтора и научного консультанта принимал участие в разработке атласов Приморского (2001), Выборгского (2004) и Курортного (2004) районов С.–Петербурга.
В своих научных работах (докторской диссертации, монографиях, учебниках и статьях) Сергей Васильевич значительное внимание уделял теоретическим, методическим и практическим вопросам создания учебных локальных краеведческих атласов, а также возможностям их разностороннего применения в системе школьного, профессионального и дополнительного образования. При этом Сергей Васильевич вёл постоянную активную деятельность, направленную на популяризацию краеведческих атласов локального уровня. Он регулярно выступал на научно-практических конференциях во многих городах России, участвовал в заседаниях различных комиссий Русского географического общества, руководил научно-методическими объединениями практикующих школьных учителей (разрабатывающих свои локальные атласы), консультировал по этой теме коллег из многих регионов страны. Будучи искренне увлечённым делом создания локальных краеведческих атласов, С. В. Васильев неизменно и искренне приглашал всех заинтересованных лиц к плодотворному сотрудничеству в этой сфере (вне зависимости от их профессии, уровня образования, региона проживания).
В результате этого С. В. Васильевым был приобретён значительный научно-практический опыт и накоплен внушительный объём материалов по этой теме. В скором времени научные достижения, творческие идеи и многолетний опыт С. В. Васильева в сфере создания локальных краеведческих атласов стали широко известны и нашли своё отражение в работах его коллег, учеников и единомышленников, а также специалистов из ряда регионов России и зарубежных стран. За счёт многочисленных личных встреч, переписки и иного заочного взаимодействия, Сергею Васильевичу удалось в некоторой степени объединить заинтересованных этой темой лиц.
Однако, учитывая современный уровень развития компьютерной техники и усиления роли информационно-коммуникационной сети Интернет, С. В. Васильев в начале XXI в. пришёл к решению о необходимости создания полноценного интернет-ресурса, всеобъемлюще посвящённого особым картографическим произведениям – учебным локальным краеведческим атласам.
В 2010 г. научно-методический проект "Локальные атласы" (с уточняющим названием "Учебные географические атласы административных районов России") был официально запущен и стал доступным для широкого использования по доменному имени local-atlas.ru. Основателем, ведущим автором и руководителем научно-методического проекта "Локальные атласы" выступил доктор пед. наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Васильевич Васильев. Основными авторами также стали канд. пед. наук, доцент РГПУ им. А. И. Герцена Татьяна Васильевна Васильева и аспирант С. В. Васильева Андрей Сергеевич Мухин. Важно отметить, что проект базируется на научно-практических достижениях и творческих идеях, а также имеет в своём содержании различные материалы канд. геогр. наук, доцента ЛГПИ им. А. И. Герцена Василия Григорьевича Васильева.
С момента выхода на интернет-ресурсе "Локальные атласы" была представлена следующая информация:
  • История развития локальных картографических изображений и их применения в качестве средств обучения;
  • Локальные краеведческие атласы (краткое описание, перечень авторов, содержание, примеры карт и страниц);
  • Материалы (отдельные локальные карты, методические материалы, научные статьи, ссылки на смежные интернет-ресурсы);
  • Литература (картографические произведения, учебники и монографии, научные статьи и т.п.);
  • Новости проекта (события, анонсы, отчёты);
  • Техническая информация и функционал (поиск по сайту, правила пользования, карта сайта; контакты, авторы).
  • В 2010–2012 гг. научно-методически проект "Локальные атласы" был представлен и обсуждался на XIV Съезде и заседаниях комиссий Русского географического общества, на международных научно-практических конференциях в Санкт–Петербурге (например, "Герценовские чтения. География" в РГПУ им. А. И. Герцена) и иных городах России, был описан в тематических журналах (например, "География и экология в школе XXI века"). Постепенно в научных работах некоторых специалистов в сфере картографии и географического образования стали использоваться его материалы, появляться ссылки на данный проект. Материалы проекта оказались достаточно востребованы у учёных, практикующих школьных учителей и педагогов дополнительного образования, краеведов, студентов и школьников. Доступ к содержанию проекта в сети Интернет позволил установить значительное число контактов со специалистами и иными заинтересованными лицами из ряда регионов России, а также некоторых стран Ближнего и Дальнего зарубежья. За первые 10 лет своей работы интернет-ресурс "Локальные атласы" посетили пользователи из более чем ста государств.
    К 2024 году интернет-проект "Локальные атласы" был дополнен и обновлён, а также приобрёл и мемориальное назначение – в содержание сайта были добавлены два новых раздела:
  • В. Г. Васильев (краткая биография, наследие, основные публикации);
  • С. В. Васильев (краткая биография, наследие, основные публикации).
  • Также были внесены заметные изменения в структуре, функционале и внешнем виде данного интернет-проекта.
    В настоящее время тематический интернет-ресурс "Локальные атласы" продолжает своё развитие как частный авторский проект, опирающийся на научные достижения, творческие идеи и практический опыт ленинградских (петербургских) учёных-географов и педагогов Василия Григорьевича и Сергея Васильевича Васильевых. В своём дальнейшем развитии данный научно-методический проект продолжает разработанное В. Г. Васильевым и С. В. Васильевым направление по созданию, всестороннему изучению и популяризации локальных краеведческих атласов как особых картографических произведений и средств обучения.

    Пояснения к изображениям
    (сверху вниз)

    1. Основоположник проекта канд. геогр. наук, доцент В. Г. Васильев;
    2. Основатель и руководитель проекта доктор пед. наук, проф. С. В. Васильев;
    3. Атлас Демянского р-на Новгородской области (1997);
    4. С. В. Васильев с атласом Демянского района;
    5. С. В. Васильев вручает атлас Демянского района Туру Хейердалу;
    6. Атлас Невского района С.–Петербурга (1997);
    7. Атлас Красносельского района С.–Петербурга (1999);
    8. Атлас Калининского района С.–Петербурга (2002).