Локальные атласы. История. Локальные геоизображения как средства обучения
Объявления
Мы рады приветствовать Вас
на научно-методическом интернет-ресурсе
"Локальные атласы"
ИСТОРИЯ
Проект "Локальные атласы"
Локальные геоизображения
Географическое образование
Подробнее
Краткая история использования локальных краеведческих карт как средств обучения
Простейшие картоподобные изображения определённых, небольших по площади территорий существовали с первобытных времён и имели достаточно широкий спектр практического применения. Поскольку с самых ранних этапов развития человеку было жизненно необходимо изучать и понимать окружающее его пространство, можно предполагать, что примитивные графические наброски, схемы и рисунки своей местности могли использоваться и при неформальном обучении, при передаче жизненного опыта от предков к потомкам. Это могло способствовать повышению у подрастающего поколения умений ориентироваться на местности, обеспечивать существование на территории своего обитания, в целом с большей пользой взамодействовать со средой.
В Европе начало формального обучения с применением детальных геоизображений следует относить к раннему Новому времени. Именно в это время, с одной стороны, стали удовлетворительными уровни развития картографической отрасли и распространения локальных карт, а с другой – произошло становление и формирование системы школьного образования, а также педагогики и дидактики как гуманитарных светских наук. Также применению локальных карт в обучении способствовало развитие методической идеи о необходимости и пользе использования местных, знакомых школьнику примеров и материалов для объяснения и иллюстрации различных объектов, явлений и процессов. О таком подходе в учебном процессе писали европейские теоретики педагогики Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и др. Развитие этой идеи впоследствии привело к обоснованию краеведческого принципа обучения в рамках разных учебных дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Становление локальной картографии в России произошло в XVII в., а мощный толчок к развитию эта отрасль получила со времён Петра I. В XVIII – XIX вв. создаются подробные планы городов, крепостей, портов, приграничных территорий. Со второй половины XVIII в. появляются планы генерального межевания, детально отображающие небольшие по площади пространства в рамках большей части страны. С XIX в. в Российской империи создаются высокоточные крупномасштабные картографические произведения на математической, геодезической и географической основах. В XIX – нач. ХХ вв. под руководством государства централизованно создаются топографические карты на большую часть территории России (уезды, волости и пр.), а также составляются планы губернских и уездных городов, важных поселений (в т. ч. в достаточно крупном масштабе). При этом особенно разнообразными и подробными составляются географические карты столичных (Санкт–Петербурга,
Москвы) и крупнейших (Варшава, Рига, Киев, Одесса и др.) городов и их отдельных частей. С этого же времени начинают относительно распространяться и тематические карты среднего и крупного масштабов (медико-географические, транспортные, социально-экономические, религиозные и др.).
В России единичные упоминания о необходимости связи обучения и воспитания с пространственным примером своей местности, а также с личным жизненным опытом детей стали появляться со второй половины XVII века. С эпохи Петра I система образования начинает постепенный переход от церковной к светской, в результате чего детей начинают обучать азам естественных и гуманитарных наук, а также математики.
В это же время в нашей стране происходит становление географии как учебной дисциплины. Однако в XVIII – нач. XIX в. отечественная школьная география имела преимущественно номенклатурный характер и сводилась к заучиванию часто мало связанных между собой географических названий, фактов и цифр по России и ведущим странам мира, т.е. фактически не предполагала применения локальных карт.
Родиноведческий подход в науке и обучении в XVIII в. применялся исключительно эпизодически. В качестве редкого примера можно отметить обозначенное в 1761 г. предложение М. В. Ломоносова об организации краевых географических исследований с участием местного населения и детей. Последние, по мнению учёного, привлекались в расчёте на то, что детская любознательность приведёт к хорошим результатам. М. В. Ломоносовым была разработана анкета, в которую входили сведения о городах, губерниях и провинциях государства. При таком подходе должны были создаваться рукописные картосхемы, чертежи, кроки и рисунки изучаемой местности.
Краеведческий (родиноведческий, отчизноведческий) подход в школьной географии в его нынешнем понимании стал заметным в практике преподавания со второй трети XIX века. В 1840 году Ф. Д. Студитским был выпущен учебник по географии, в основу которого лёг принцип «учить детей географии с ближайшего для них места». В 1862 г. появилась статья Н. Х. Весселя «Местный элемент в обучении», в которой высказывалась мысль о том, что весь курс обучения в начальной школе следует строить на основе использования местного конкретного материала, т.е. применять краеведческий подход. Н. Х. Вессель предлагал ввести специальный предмет «Отчизноведение». Значительное влияние на развитие родиноведческого направления в школьной географии имели идеи К. Д. Ушинского, воплощенные им в учебных книгах для детей «Родное слово» и «Детский мир».
Вслед за работами К. Д. Ушинского и Н. Х. Весселя в 60–70-е гг. XIX века стали появляться журнальные статьи, брошюры и книги по вопросам отчизноведения, наглядности в преподавании, приложения обучения к местной жизни. Эти вопросы рассматривали методисты-географы Д. Д. Семенов, И. Н. Белов, М. В. Овчинникиков, биолог А. Я. Герд, а также Э. Ю. Петри, А. Ф. Соколов, В. П. Вахтеров, Б. Е. Райков, Д. Н. Кайгородов и др. В это время усиливается роль карты в обучении географии, а применение геоизображений среднего и крупного масштабов становится чуть более заметным.
С 60-х гг. XIX в. выходят ряд примечательных учебников по географии, включающих как элементы краеведения, так и предполагающие использование локальных планов и карт – например, учебники П. Н. Белохи (1862), А. Никитина (1875), В. А. Ряднова (1875). Подобные учебники предполагали изучение географии с описания своего поселения или части города, а также включали в своё содержание инструкции по составлению планов классной комнаты, местности вокруг школы, городского района. К этим изданиям часто прилагались рисунки, планы и карты, в том числе и локального уровня.
К началу ХХ в. появляются также и специальные рабочие тетради по географии, содержащие задания на описание и изучение своей местности, а также на составление различных планов и карт территории ближайшего окружения. Примерами таких учебных пособий являются «Тетрадь для самостоятельных работ по географии» А. П. Нечаева (1915), «Тетради для самостоятельных работ по изучению местного края»
Д. А. Маркова (1916).
Однако в реальных условиях в школах царской России использование локальных картографических произведений при изучении курса географии практически отсутствовало. В большинстве учебников географии того времени, даже учитывающих краеведческий принцип, родиноведческая часть всё равно носила описательный характер и слабо иллюстрировалась картографическим материалом, а специально разработанные для сферы образования локальные планы и карты были крайне редки. Дореволюционная локальная картография имела в приоритете описательные и прикладные задачи, поэтому учителям школ приходилось эпизодические использовать лишь доступные им карты – карты уездов, волостей, общегеографические карты городских частей, а также собственноручно составляемые рукописные картосхемы на территорию ближайшего окружения. Учитывая, что географические карты как сложные произведения науки и техники, в то время были малораспространены и дороги, школы России, в большинстве своём церковно-приходские и сельские, невозможно было удовлетворительно обеспечить картографическим материалом. Поэтому до Октябрьской революции практическое применение планов и локальных карт в обучении имело в масштабах страны лишь единичные эпизоды, а теоретическое и методическое сопровождение этого процесса было крайне ограниченным, несистемным и малозаметным, касалось описания лишь отдельных учебных случаев.
В первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 г. происходит расцвет школьного географического краеведения. В научных журналах по географии, краеведению и педагогике появлялись публикации о возможностях применения средне- и крупномасштабных карт и планов в образовании, описывались единичные реальные или гипотетические проекты по созданию отдельных учебных рукописных карт или их тематических серий на небольшие по размерам территории. В конце 20-х и начале 30-х гг. ХХ века в некотором количестве начали появляться типографские учебные краеведческие карты областей, районов, городов.
Например, в 1927 году П. Н. Фоминым была составлена учебная карта Орловской губернии. Она представляла собой административную карту, дополненную отдельными элементами ландшафта, климата и данными по экономике. К основной карте прилагались дополнительные – геологическая, почвенная, сельскохозяйственных районов, карта территории волостей, их площадей, плотности населения и доходности. В пояснительном тексте учителю предлагалось применять и дополнительную карту в масштабе 1:126000 для изучения местности вокруг школы.
В 1924 – 1930 гг. были изданы оригинальные учебные картографические пособия – «Тетради-атласы для практических работ по географии» С. П. Бобина. Эти пособия непосредственно предназначались для обучения географии и краеведению. С. П. Бобину удалось составить целую серию тетрадей-атласов с большим территориальным охватом. В своих тетрадях-атласах (например, в тетради по Ленинградской области и Карельской АССР 1928 года), автор представил в том числе и средне- и крупномасштабные карты локального уровня.
При этом с начала 30-х гг. ХХ в. государство взяло жёсткий курс на значительное ограничение доступа к картографическим произведениям среднего и крупного масштаба. Это обстоятельство не позволяло издавать учебные локальные краеведческие карты и атласы, фактически исключало возможность полноценного применения таких картографических произведений в школьном географическом образовании. Лишь отдельные инициативные школьные учителя самостоятельно изготовляли рукописные упрощённые картосхемы районов, совхозов и колхозов и применяли их в практике обучения географии и краеведению.
В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и послевоенного восстановления мирной жизни в 40-60 гг. ХХ в. школьники под руководством учителей довольно активно занимались краеведческими исследованиями. Особенным его направлением было увековечивание памяти о событиях войны. Ученики изучали и описывали места боевых столкновений, жизнь своих поселений в военные годы, фиксировали воинские захоронения и мемориалы, создавали в школах комнаты Памяти или экспозиции в краеведческих музеях. Такая деятельность неизбежно предполагала использование и создание планов местности и локальных картосхем, пусть и в упрощённом, разгруженном виде. В 50-е гг. ХХ в. зарождалось движение ученических поисковых отрядов, направленные на выявление и фиксацию в картографическом виде событий войны (в т. ч. и местного значения).
Однако в целом, тяготы Великой Отечественной войны и первых лет мирной жизни, а также сохраняющиеся государственные ограничения на доступ к крупному масштабу, конечно, не способствовали интенсификации научной и практической деятельности в сфере применения локальных карт в системе школьного географического образования.
Долгое время в СССР для обучения работы с общегеографическими картами крупного масштаба применялись абстрактные топографические карты, отображающие несуществующую в реальности местность (например, карта "Снов" в масштабах 1:10000, 1:25000, 1:50000). Однако ряд специалистов-дидактов и практикующих учителей считали подобный подход к обучению основам работы с локальной географической картой недостаточно полноценным, поскольку в этом случае отсутствовала визуальная или мысленно-образная связь с реальной местностью, с пространственным примером ближайшего территориального окружения.
Начиная с 60-х гг. ХХ в. в СССР разрабатываются региональные (областные, краевые, республиканские) комплексные географические атласы, в содержании которых иногда присутствуют общегеографические и тематические картосхемы локального уровня, подвергшиеся при этом заметным разгрузке и упрощению. Тем не менее, в определённых учебных эпизодов, такие локальные картосхемы избирательно применялись в обучении географии.
В 50–80 г. ХХ века в научно-методических сборниках и журналах по географическому образованию периодически появляются тематические публикации учёных-дидактов, школьных учителей, преподавателей колледжей и ВУЗов, общий посыл которых сводится к необходимости более активного применения краеведческого подхода в обучении географии, а также более широкого использования карт своей для учеников местности. В подобных статьях появляются описание единичного опыта создания собственных рукописных краеведческих атласов административных районов и их последующего применения в практике обучения географии. Однако в целом в этот период полноценное многотиражное типографское издание учебных краеведческих атласов локального уровня не представлялось возможноv вследствие сохраняющихся ограничений на доступ к геоизображениям среднего и крупного масштабов.
Подобные ограничения в нашей стране были пересмотрены в сторону значительных ослаблений только к 90-м г. ХХ века. Именно в это время ленинградским (петербургским) учёным-географом В. Г. Васильевым был разработан первый в России официально выпущенный учебный краеведческий атлас районного уровня – "Атлас Демянского района Новгородской области".
Осознавая значительный потенциал локальных атласов как источников краеведческой информации и средств обучения, канд. геогр. наук, доцент кафедры физической географии ЛГПИ им. А. И. Герцена В. Г. Васильев с 60–х г. ХХ в. интенсивно занимался изучением теоретических, методических и практических сторон создания подобных картографических произведений. До середины 80-х гг. ХХ в. В. Г. Васильев выявлял, анализировал и обобщал материалы предшествующих исследователей в этой области, разрабатывал теорию и методику создания локальных атласов, определял их преимущества как источников физико-географических, социально-экономических, экологических и историко-культурных
сведений, а также рассматривал разнообразные дидактические стороны их возможного применения как средства обучения. Параллельно теоретическому и методическому изучению вопроса, В. Г. Васильев занимался и практической разработкой макета районного атласа, выбрав территорию своей родной местности – Демянского района Новгородской области.
Совокупность научно-методического и практического опыта в географии, краеведении и педагогике позволила В. Г. Васильеву в кратчайшие сроки к 1995 г. подготовить к выпуску авторский макет своего учебного локального атласа. Однако "Атлас Демянского района" был официально издан в 1997 г., уже после ухода из жизни В. Г. Васильева, – эту работу завершили доценты ЛГПИ им. А. И. Герцена канд. пед. наук С. В. Васильев и канд. пед. наук Т. В. Васильева.
"Атлас Демянского района Новгородской области" является комплексным по содержанию и предоставляет полную географическую характеристику района (географическое положение, естественная история, природные условия и
ресурсный потенциал, природопользование, история освоения, экономика и социальная сфера, экологическая обстановка). Он содержит 33 специальных карты (районные – в масштабах 1:300000 и 1:600000), пояснительный текст, рисунки, аэрофотоснимки, профили, блок-диаграммы. Также в атлас вошли и несколько мелкомасштабных карт Новгородской области. Поскольку, в первую очередь, атлас Демянского района предназначен для изучения своего района учащимися в школах и на факультативных занятиях, его содержание дополнено инструкциями, вопросами и заданиями, географическими задачами.
С момента выхода "Атлас Демянского района Новгородской области", ставший первым подобным изданием в России, вызвал интерес у научной и педагогической общественности нашей страны и зарубежья. До настоящего времени атлас имеет практическое применение в науке и обучении, а также служит образцом для современных краеведческих атласов локального уровня.
С конца 90-х гг. ХХ в. научно-практическое направление В. Г. Васильева по созданию, изучению и популяризации учебных локальных краеведческих атласов продолжил канд. пед. наук, доцент (с 2006 г. – доктор пед. наук, профессор) кафедры методики обучения географии и краеведению РГПУ им. А. И. Герцена С. В. Васильев. Он активно занимался теоретическими и практическими вопросами в сфере создания учебных локальных краеведческих атласов с 80-х гг. ХХ в.
Поскольку к концу ХХ – началу XXI в. более 75% школьников постоянно проживали и обучались в городах, С. В. Васильев пришёл к выводу о целесообразности разработки учебных локальных краеведческих атласов, в содержании которых учитывались бы особенные условия городской среды. С середины 90-х гг. ХХ в. Сергей Васильевич интенсивно занимался созданием таких картографических пособий на территории отдельных административных частей Санкт–Петербурга.
Под руководством С. В. Васильева (выступившего составителем и главным редактором) были созданы краеведческие атласы Невского (1997) Красносельского (1999) и Калининского (2002) районов С.–Петербурга. Как ведущий специалист в сфере создания краеведческих атласов районного уровня, С. В. Васильев в качестве соавтора и научного консультанта принимал участие в разработке атласов Приморского (2001), Выборгского (2004) и Курортного (2004) районов С.–Петербурга.
Данные издания представляют собой локальные краеведческие атласы комплексного типа, но при этом характеризуются значительным акцентом на экологическое содержание. Помимо стандартного набора карт (отражающих географическое положение, природные условия, историю освоения, экономику и социальную сферу), с учётом специфики урбанизированного пространства в состав атласов городских районов были добавлены картосхемы промышленности; состояния воздушного и водного бассейнов;
загрязнения почв; медико-географической и радиационной обстановки; состояния зеленых насаждений. Основной набор картосхем в атласах Невского, Красносельского и Калининского районов С.–Петербурга был выполнен в крупном масштабе. Помимо районных, в некоторые атласы был включён ряд карт на территорию города Санкт-Петербурга в целом, а также Ленинградской области.
Атласы городских районов С.–Петербурга, в первую очередь, были предназначены для использования в учебном процессе в общеобразовательных школах на уроках географии и др. учебных дисциплин. Для расширения возможностей применения некоторые атласы были дополнительно снабжены рабочими тетрадями, электронными версиями, а также методическими рекомендациями для учителей.
В своих научных работах (докторской диссертации, монографиях, учебниках, научных статьях, интернет-проекте "Локальные атласы") С. В. Васильев уделял значительное внимание теоретическим, методическим и практическим вопросам создания учебных локальных краеведческих атласов, а также возможностям их разностороннего применения в системе школьного, профессионального и дополнительного образования. Как специалист в области методики обучения географии, он обосновал, что применение учебных локальных краеведческих карт в обучении является оправданным и эффективным, т. к. позволяет сформировать верный образ ближайшего территориального окружения школьников, максимально полно соответствует психологическим особенностям восприятия пространства у детей, а также способствует овладению учащимися традиционно сложного для них умения осмысленного чтения географической карты.
Научные достижения, творческие идеи и практический опыт В. Г. Васильева и С. В. Васильева в сфере создания и применения в образовании локальных краеведческих атласов находят своё отражение в работах его коллег, учеников и единомышленников, а также специалистов из ряда регионов России и зарубежных стран. В настоящее время районные атласы разрабатываются и используются как средства обучения в некоторых регионах России (Московская, Новгородская, Оренбургская, Тульская и Челябинская области, республики Удмуртия и Саха (Якутия), Пермский край и др.), а также в Беларуси, Украине, Казахстане и Молдове.
На рубеже XX–XXI вв. в системе географического образования появляются реальные возможности использовать в качестве дополнительного средства обучения разнообразные аэро- и космические фотоснимки (плановые, перспективные и др.), включая фотограмметрические произведения локального уровня, в т. ч. и своей местности. Их использование существенно повышает уровень наглядности в обучении географии, позволяет увидеть реальный облик территории и сравнить его с соответствующим условным картографическими изображением, способствует повышению уровня картографической и общегеографической грамотности учащихся.
Также с начала XXI вв., вследствие бурного развития и широкого распространения компьютерных технологий и геоинформационных систем, а также широкого доступа к сети Интернет, в мире наступила эпоха цифровой картографии. С этого времени школьный учитель получил возможность доступа к картографическим и фотограмметрическим изображениям фактически любой местности в необходимом масштабе (в т. ч. и крупном). Также ряд общедоступных геоинформационных систем предоставляют доступ к интерактивному измерительному функционалу (измерению расстояний, площадей, определению географических координат, проложению маршрутов), к подключению дополнительных слоёв с тематической картографической информацией, а также дают возможность наглядного обзора территории (режимы построения 3D-панорам, полёта над землёй, погружения в океан). Компьютерные программы, предоставляющие как учителю, так и школьникам возможности самостоятельного составления локальных картосхем своей местности в цифровом (интерактивном) виде, также несомненно полезны в процессе картографической подготовки и в обучении географии в целом.
Подобные возможности ГИС позволяют учителю существенно разнообразить процесс обучения географии, практиковать новые приёмы и составлять широкий спектр учебных и творческих заданий по работе с детальными картографическими изображениями, продемонстировать их исключительный потенциал как источников пространственной информации, востребованных в решении значительного количества научных, социально-экономических и бытовых задач, стоящих перед обществом. В свою очередь, это способствует у учащихся более доступному и наглядному пониманию и освоению сущности географических объектов, процессов и явлений, более успешному выявлению взаимосвязей в географической оболочке, в целом, совершенствованию географических и картографических умений, а также возникновению большего интереса и эмоционально-ценностной вовлечённости в процесс обучения школьной географии.
Картографическая основа современных локальных общегеографических карт, краеведческих атласов и геоинформационных систем может быть использована современным практикующим учителем для создания собственных учебных картосхем с содержанием, зависящим от решаемых задач географического образования. Это могут быть отдельные тематические картосхемы среднего или крупного масштабов, а также их серии (т. е. фактически, собственные авторские локальные атласы). Также подобный подход позволяет учителю самостоятельно разрабатывать и набор контурных карт локального уровня и в дальнейшем применять их как в совершенствовании картографической грамотности учащихся, так и в обучении географии в целом.
Таким образом, на сегодняшний день всем участникам системы географического образования стал доступен к применению в качестве средств обучения самый широкий спектр картографических изображений локального уровня в традиционной бумажной и современной цифровой формах. В настоящее время в отечественных школах идёт относительно заметный процесс внедрения в процесс обучения географии подобных геоизображений, а рядом специалистов-дидактов анализируется накопленный практический опыт школьных учителей в этой области и осуществляется соответствующее теоретико-методологическое и методическое обоснование.

Пояснения к изображениям
(сверху вниз)

  1. Фрагмент плана генерального межевания (XVIII в., Российская империя);
  2. Фрагмент топографической карты С.–Петербургской губернии (XIX в., Российская империя);
  3. Фрагмент плана Санкт–Петербурга (XVIII в., Российская империя);
  4. Фрагмент плана Санкт–Петербурга (XIX в., Российская империя);
  5. Учебный план очертаний Лефортовской части Москвы (учебник В. А. Ряднова, 1875);
  6. Учебный план поместья (Рабочая тетраль А. П. Нечаева, 1915);
  7. План г. Ленинграда (рабочая тетрадь С. П. Бобина, 1928);
  8. Учебная топографическая карта Снов (1985);
  9. План Вологды (Атлас Вологодской области, 1965);
  10. Учебный краеведческий атлас Демянcкого района Новгородской обл. (В. Г. Васильев, 1997);
  11. Геоморфологическая карта Демянского района (В. Г. Васильев, 1997);
  12. Измерительные задания из атласа Демянского района (В. Г. Васильев, 1997);
  13. Атлас Невского района Санкт–Петербурга (С. В. Васильев, 1997);
  14. Карта загрязнённости воздуха в Невском районе (С. В. Васильев, 1997);
  15. Космоснимок Петрозаводска (Историко-картографический атлас Петрозаводска, 2011);
  16. Картосхема Петрозаводска (Историко-картографический атлас Петрозаводска, 2011);
  17. Интерфейс ГИС OpenTopoMap – картосхема Хибинских гор (XХI в.);
  18. ГИС Google. Earth (Планета Земля) – 3D-модель района Москвы (XХI в.).