Исторический очерк

Краткая информация об истории и современном состоянии вопросов применения крупномасштабных картографических произведений как средства обучения в школьной географии, создания географических атласов
административных районов России.


«Крупномасштабная карта даёт то,
  что  не  могут  дать десятки  книг»

Н.Н. Баранский

Картографические изображения определённых, небольших по площади территорий, без сомнения, существовали с древнейших времён. Спектр применения таких детальных картосхем был весьма широк. Это даёт основание предположить, что они могли использоваться, в том числе, и в деле обучения подрастающего поколения. Однако дидактическая особенность этих картографических произведений заключалась в том, что они не были специально разработаны для образовательной деятельности.
Начало использования крупномасштабных картографических произведений в качестве средства обучения следует тесно связывать с развитием регионального (краеведческого) компонента школьной географии. О необходимости широкого использования местного материала в учебном процессе писали Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и др. [8].
Первые высказывания о необходимости связи обучения с жизнью родного края в русской педагогической литературе стали появляться со второй половины XVII века; уже тогда делалась попытка обосновать педагогическую ценность ознакомления учащихся со своей малой родиной, показать важность использования местного материала в образовательно-воспитательных целях [9]. Тем не менее, краеведческий подход в школьной географии XVII – середины XVIII вв. фактически отсутствовал. География как учебная дисциплина того времени имела, в основном, номенклатурный характер и сводилась к заучиванию географических названий, фактов и цифр по странам мира, мало связанных между собой. 
В 1761 году М.В. Ломоносов предложил организовать краевые географические исследования с участием местного населения и детей. Последние привлекались в расчёте на то, что детская любознательность приведёт к хорошим результатам. М.В. Ломоносовым была разработана анкета, в которую входили сведения о городах, губерниях и провинциях государства. Сбор материалов при содействии местного населения является характерной особенностью краеведческих исследований. Эта анкета может считаться первой программой краеведческого исследования территории [10]. 
Родиноведческое (отчизноведческое) направление в школьной географии в его нынешнем понимании начало формироваться со второй трети XIX века. В 1840 году Ф.Д. Студитским был выпущен учебник по географии, в основу которого лёг принцип «учить детей географии с ближайшего для них места». В 1862 г. появилась статья Н.Х. Весселя «Местный элемент в обучении», в которой высказывалась мысль о том, что весь курс обучения в начальной школе следует строить на основе использования местного конкретного материала, т.е. применять краеведческий подход. Н.Х. Вессель предлагал ввести специальный предмет «Отчизноведение». Значительное влияние на развитие родиноведческого направления в школьной географии имели идеи К.Д. Ушинского, воплощенные им в учебных книгах для детей «Родное слово» и «Детский мир» [9, 17]. 

Рис. 1. Съёмка очертаний Лефортовской части Москвы из учебника В.А. Ряднова "Уроки родиноведения..." [16] ).
Вслед за работами К.Д. Ушинского и Н.Х. Весселя в 60-е – 70-е гг. XIX века стали появляться журнальные статьи, брошюры и книги по вопросам отчизноведения, наглядности в преподавании, приложения обучения к местной жизни. По этим вопросам выступали методисты-географы Д.Д. Семенов, И.Н. Белов, М.В. Овчинникиков, биолог А.Я. Герд, а также Э.Ю. Петри, А.Ф. Соколов, В.П. Вахтеров, Б.Е. Райков, Д.Н. Кайгородов и др. В 1862 г. географ П.Н. Белоха написал учебник по географии, включавший элементы родиноведения, выдержавший впоследствии не одно переиздание и используемый вплоть до революции. Появляется также ряд учебников, начинавших изучение географии с описания своего города, например учебники А. Никитина (1874 - 1875 гг.) [10, 17].
В 1875 году вышел учебник В.А. Ряднова «Уроки родиноведения (применительно к московскому горизонту) и элементарный курс отечественной географии (отечествоведение) с приложением многих политипажей, планов, карт, иллюминованных рисунков и пробных уроков» [16]. Он включал в себя, в том числе, такие разделы, как "Понятие о плане. План классной комнаты", "Переход от плана комнаты к плану части города", "План Лефортовской части и её описание", "Знакомство с планом города Москвы и описание её достопримечательностей". К учебнику прилагались карты, планы и рисунки (Рис. 1).

 Рис. 2. Крупномасштабный план дома и прилегающего участка из "Тетради..." А.П. Нечаева [19].
В 1902 году был издан «Путеводитель по Санкт-Петербургу». Материал данного путеводителя был расположен в топографическом порядке и разделен на 35 экскурсий. Путеводитель был снабжен двумя портретами, картой, 11 планами и 89 рисунками [17]. В 1915 году вышла в свет "Тетрадь для самостоятельных работ по географии" А.П. Нечаева, содержащая в себе задания, направленные на работу с крупным масштабом [19].  (Рис. 2). В 1916 году появились «Тетради для самостоятельных работ по изучению местного края» под редакцией Д.А. Маркова [9]. 
В отечественной педагогической литературе термин «краеведение» впервые появился в 1914 году. Он употребляется в работе историка-методиста В.Я. Уланова «Опыт методики истории в начальной школе» и в докладе учителя И.Н. Манькова на одном из педагогических съездов. На первом Всероссийском съезде преподавателей географии (март 1915 года) краеведческий принцип был признан ведущими методистами как мера борьбы со схоластикой и направлением, способствующим улучшению обучения географии [10]. 
Однако в реальных условиях в школах России использование крупномасштабного картографического материала при изучении курса географии практически отсутствовало. В большинстве учебников географии того времени, учитывающих краеведческий принцип, родиноведческая часть носила описательный характер и слабо иллюстрировалась картографическим материалом. Специально разработанных для использования в образовании крупномасштабных картографических произведений, за редким исключением, не существовало. 
 Рис. 3. Фрагмент карты Демянского уезда.
Учителям школ, учитывая это обстоятельство, приходилось использовать лишь доступные им карты – карты уездов, волостей (Рис. 3), – которые более-менее детально отображали территорию ближайшего окружения. Зачастую же учитель был лишён и такой возможности. Школы России, в большинстве своём церковно-приходские и сельские, невозможно было полностью обеспечить картографическим материалом. 
В первое послереволюционное десятилетие происходит расцвет школьного краеведения. Это послужило предпосылкой для создания первых учебных картографических пособий регионального и локального уровней. В конце 20-х и начале 30-х гг. ХХ века начали издаваться учебные краеведческие карты областей, районов, городов.
Важность использования крупномасштабных карт на всех ступенях школьного географического образования отмечал видный географ и дидакт Н.Н. Баранский. "Особенно большое значение на первой стадии ознакомления с картой, - отмечал Н.Н. Баранский, - имеет крупномасштабная карта своей местности, знакомой по собственному опыту. Трудно передать тот восторг, который испытывают дети, прочитав на карте названия ряда знакомых им сёл вблизи родного города, увидев ту дорогу, по которой они сами ездят. Этот восторг знаменует собой смычку того, что изображено на карте, с реальной, познанной собственным опытом действительностью. Педагогическое значение восторга от этой смычки нельзя переоценить. Отсюда рождается и интерес, и любовь, и понимание" [6, с. 300]. 
В 1927 году лесоводом П.Н. Фоминым была составлена учебная карта Орловской губернии. Она представляла собой административную карту, дополненную отдельными элементами ландшафта, климата и данными по экономике. К основной карте прилагались дополнительные – геологическая, почвенная, сельскохозяйственных районов, карта территории волостей, их площадей, плотности населения и доходности. В пояснительном тексте учителю предлагалось приобрести дополнительную карту в масштабе 1: 126000 для изучения местности вокруг школы. Примечательна также карта Московской области для лабораторных работ (1932), составленная И. Старостиным. Фактически сама карта, сопровождающие её дополнения и текстовые приложения являлись методической лабораторией для занятий краеведением [9]. 

 Рис. 4. План Ленинграда из тетради-атласа С.П. Бобина "Ленинградская область и Карельская АССР".
В 1924 – 1930 гг. были изданы оригинальные учебные картографические пособия – «Тетради-атласы для практических работ по географии» С.П. Бобина. Эти пособия предназначались для обучения географии, а кроме того, могли быть использованы для преподавания страноведения и краеведения. С.П. Бобину удалось составить целую серию тетрадей-атласов с большим территориальным охватом. В своих тетрадях-атласах (например, в тетради по Ленинградской области и Карельской АССР (1928)), автор представил в том числе и крупномасштабные карты локального уровня (Рис. 4) [9, 14]. Тетради-атласы С.П. Бобина являются одной из первых попыток создания комплексных краеведческих атласов.
Учебные краеведческие атласы – новый вид учебных пособий. Они представляют собой комплексные региональные справочные атласы, предназначенные для учебных целей. Их главная функция – познакомить пользователей с природой, экономикой, историей и другими отличительными особенностями изучаемых территорий [9]. 
В довоенное время были выпущены «Краеведческий атлас Тверской губернии с объяснительным текстом» (1928) и «Настольный атлас Воронежской области» (1936). После Великой Отечественной войны с момента введения в школьную программу по географии раздела «Своя область» были созданы атласы Калининской (1964), Смоленской (1964), Ленинградской (1967), Курской (1968), Псковской (1974) и других областей. В последнее десятилетие ХХ века вышли следующие атласы краеведческого содержания: Атлас юного туриста-краеведа Киевской области (1990); Экологический атлас Санкт-Петербурга, (1992); Атлас Хабаровского края и Еврейской автономной области (1993); Новосибирск: Историко-географический атлас (1993); Атлас юного туриста-краеведа Новосибирской области (1996); «Люби и знай свой край» (Комплексный атлас для школ Амурской области), (1996); «Ваш дом в Петербурге: Атлас» (1997) [9]. 
В качестве примеров современных краеведческих изданий, выпущенных уже в ХХI веке, можно привести: Атлас республики Саха (Якутия) (2000); География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области (2004); Атлас Вологодской области (2007).
Однако, все вышеперечисленные учебные географические пособия являлись атласами регионального уровня (представляющие территорию республики, области, края). Ближайшее же территориальное окружение школьников практически не рассматривалось.
Ситуация с использованием карт крупного масштаба в сфере школьного образования на протяжении десятилетий осложнялась тем фактом, что в нашей стране крупномасштабные картографические произведения, а также аэро- и космические фотоснимки имели гриф «секретно» или «для служебного пользования» [18]. Фактически единственной в нашей стране крупномасштабной учебной картой до недавнего времени была абстрактная топографическая карта "Город Снов и окрестности" 
 Рис. 5. Фрагмент учебной топографической карты "город Снов и окрестности".
(У – 34 – 37 – В – в (Снов)) (Рис. 5). Однако методическая ценность этой карты как учебного пособия вызывает сомнение. Пользуясь абстрактной, отображающей несуществующую местность картой, учащийся лишён возможности использовать главное преимущество крупномасштабного картографического произведения – сравнения изображения карты с реальным обликом местности [11].
В 90-е гг. ХХ века крупномасштабные картографические произведения были рассекречены и стали доступными для широкого использования. Логично было ожидать резкого возрастания интереса к применению ставших доступными локальных карт в сфере образования. Однако на деле за два десятилетия положение дел в области использования крупного масштаба на уроках географии практически не изменилось. До сих пор основное соприкосновение учащихся с крупномасштабными картами и планами местности происходит в основном при изучении соответствующего раздела «План и карта» в VI классе. Затем происходит резкий переход на мелкий масштаб - глобус, и в дальнейшем соприкосновение школьников с крупномасштабным картографическим материалом в рамках географии эпизодичен. Краеведческий компонент школьной географии реализуется в подавляющем большинстве общеобразовательных учреждениях без использования локальных карт, довольствуясь в лучшем случае учебными картографическими пособиями регионального уровня.
Для решения задачи рассмотрения в рамках школьной географии территории ближайшего окружения учащихся (двора, улицы, микрорайона) в 90-е гг. ХХ века стали разрабатываться учебные картографические пособия локального уровня - географические, эколого-краеведеческие, историко-картографические атласы административных районов России.

Рис. 6. Создатель атласа Демянского района к.г.н., доцент
 В.Г. Васильев.

 Рис. 7. Обложка атласа Демянского района Новгородской области.
Идея создания подобных учебных пособий прослеживается с 60-х гг. ХХ века [15], однако первым её воплотил в жизнь кандидат географических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Василий Григорьевич Васильев (Рис. 6) . Разработанный им атлас Демянского района Новгородской области [2] был выпущен в 1997 году и стал первым в нашей стране учебным географическим атласом административного района России (Рис. 7).
Атлас Демянского района Новгородской области включил в себя набор районных карт, пояснительный текст, рисунки, аэрофотоснимки, профили, а также вопросы и задания для школьников. В атлас был включён следующий набор районных карт: административная; физическая; геологическая; геоморфологическая; ландшафтная; экологическая; природопользования; экономическая; карта образовательных и культурно-просветительских учреждений; карта военных действий 1942 г. («Демянский котёл»). Помимо районных карт, в атлас Демянского района вошли и несколько областных карт: административная, физическая, геологическая, ландшафтная, карта охраны природы, туристская и фенологическая картосхемы. На задней части обложки помещена топографическая карта окрестностей города Демянска (масштаб 1:200000). Для ознакомления полная версия "Атласа Демянского района Новгородской области" представлена на нашем сайте в разделе "Атласы".

Рис. 8. С.В. Васильев вручает атлас Демянского района Туру Хейердалу (XI Съезд РГО, Санкт-Петербург, 2000 г.).

С момента выхода атлас Демянского района Новгородской области, ставший первым подобным изданием в России, вызвал интерес у научной и педагогической общественности нашей страны; некоторую известность он получил и за рубежом. Атлас Демянского района, как инновационный проект, получил ряд положительных отзывов, в том числе от ведущих мировых специалистов, таких как великий норвежский географ и путешественник Тур Хейердал (Рис. 8).
Так как примерно три четверти школьников России проживают в городах, кандидатом педагогических наук, доцентом РГПУ им. А.И. Герцена  Сергеем Васильевичем Васильевым при участии сотрудников географического факультета РГПУ им. А.И. Герцена были разработаны и впоследствии изданы учебные эколого-географические  атласы административных районов города Санкт-Петербурга - Невского (1997), Красносельского (1999), Калининского (2002), Приморского (2003), Выборгского (2004) и Курортного (2004) [1, 3, 4, 5, 13, 20]. В связи с тем, что в условиях городской среды некоторые природные особенности нивелируются, комплект карт претерпел ряд изменений. В состав атласов городских административных районов Санкт-Петербурга вошли следующие карты: карта достопримечательностей; карта промышленности; карты учреждений высшего, среднеспециального и среднего образования; карты состояний воздушного и водного бассейнов; карты загрязнения почв; медико-географическая карта; карта радиационной обстановки; карта состояния зелёных насаждений. Атласы снабжены пояснительным текстом, который помещён рядом с картографическими изображениями. Имеются картосхемы административно-территориального деления города, послеледникового развития Балтийского моря и другие, а также аэрокосмические и перспективные снимки [7, 9].
Как показал педагогический опыт, районные атласы могут применяться не только на уроках географии и биологии, но и при изучении соотвествующих разделов истории, физики, химии, ОБЖ, истории и других школьных дисциплин, а также во внеклассной эколого-краеведческой работе. По нашему убеждению, применение учебных географических атласов локального уровня в рамках школьного географического образования является оправданным и эффективным. Крупномасштабные картографические произведения, используемые в качестве средств обучения, позволяют сформировать образ ближайшего территориального окружения учащегося, максимально полно соответствуют психологическим особенностям восприятия пространства, способствуют овладению школьниками традиционно сложного для них навыка осмысленного чтения географической карты. Учебные пособия локального уровня являются эффективным средством формирования географической, картографической и экологической подготовки учащихся, тем самым оказывая значительное влияние на развитие его личности и создание интеллектуального багажа потенциального природопользователя [9, 11]. 

Рис. 9. Аэрофотоснимок и картографическое изображение территории района г. Петрозаводска (из Историко-картографического атласа Петрозаводска [12]).
Всё большее распространение получает использование аэрокосмических фотоснимков, бывших, также как и крупномасштабные карты, ранее засекреченными. Наличие таких снимков в некоторых локальных атласах даёт возможность реализовать эффективный методический приём сопоставления реального облика территории с его изображением на карте, что позволяет продемонстировать учащимся условность картографического изображения (Рис. 9). 
На сегодняшний день можно условно выделить четыре основных центра создания географических атласов административных районов России - Север-западный (г. Санкт-Петербург), Центральный (Московская область), Уральский (Оренбургская область), Сибирско-Дальневосточный (республика Саха (Якутия)). На территорию указанных в скобках субъектов федерации приходится подавляющее большинство изданных в "центре" районных атласов, остальные регионы имеют лишь единичные подобные издания (или не имеют их вовсе).
 Основные аспекты создания и применения районных атласов отражены в работах С.В. Васильева, Т.В. Васильевой, Н.Н. Ерохиной, М.С. Зиновьевой, О.М. Кривошапкиной, П.А. Леонтьева, А.Н. Любарского, А.С. Мухина, С.Л. Пачиной, М.И. Подболотовой, В.Ю. Соловьёвой, В.П. Соломина, А.Н. Стручковой, В.Д. Сухорукова, Л.В. Тарасовой, А.А. Чибилёва и др.
В последнее время интерес к разработке, созданию локальных атласов и применению их в школьном географическом образовании возрастает. Это подтверждается регулярным обсуждением подобной тематики научными работниками и педагогами многих специальностей в рамках различных конференций, семинаров, форумов, проходящих как в России, так и зарубежом. К примеру, аспекты применения крупномасштабных карт как средства обучения поднимались на XIV Съезде Русского географического общества (2010 г., Санкт-Петербург) (Рис. 10),
 Рис. 10. Работа секции географического образования в рамках XIV Съезда Русского географического общества (Санкт-Петербург, 2010 г.)
на Международных научно-практических конференциях "Герценовские чтения", ежегодно проходящих в стенах Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). Результаты исследований специалистов, посвящённых этой проблематике, находят своё отражение в виде статей и докладов в научной печати.
Актуальные вопросы географии и методики её преподавания, в том числе работа с картами крупного масштаба, на регулярной основе обсуждаются на заседаниях отделения географического образования Русского географического общества. Наши собрания ежемесячно проводятся как в здании РГО (Санкт-Петербург, пер. Гривцова, д. 10, "Дом географии") (Рис. 11), так и в рамках различных научных мероприятий, проходящих в Санкт-Петербурге и за его пределами. Заседания отделения географического образования РГО служат площадкой для обмена передовым опытом ведущих специалистов и популяризации новых идей в методике преподавания географии.
 Рис. 11. Здание штаб-квартиры Русского географического общества ("Дом географии").
Собрания неизменно привлекают учёных-географов и практикующих учителей; принять участие в работе нашего отделения может любой желающий вне зависимости от членства в РГО, специальности, уровня образования и научных интересов. Информацию о графике работы и тематике заседаний секции географического образования Русского географического общества можно всегда найти в разделе "Новости" нашего сайта или получить, связавшись с нами любым указанным в разделе "Контакты" способом.
Кафедра методики обучения географии и краеведению РГПУ им. А.И. Герцена активно внедряет проблематику применения крупномасштабных картографических произведений как средств обучения в курсы по дидактике географии, изучаемые студентами и магистрантами нашего ВУЗа. Профессором кафедры МОГиК С.В. Васильевым разработан и уже не один год читается специальный курс, посвящённый локальным атласам и работе с ними в школе. В качестве одной из форм промежуточной аттестации студентов выступает презентация созданных ими макетов атласов сельских и городских административных районов. Некоторые магистранты выбирают проблематику разработки, создания и применения районных атласов в качестве объекта своего диссертационного исследования, используют собственные разработанные учебные пособия локального уровня в последующей профессиональной педагогической деятельности, а также в дальнейшем продолжают заниматься этим вопросом уже в рамках аспирантуры. Такой подход осуществляется и в некоторых других ВУЗах страны [15]. 
За последние два десятилетия, когда стало возможным широкое применение крупномасштабного картографического материала в сфере школьного географического образования, в этом вопросе обозначились определённые положительные тенденции. Однако общее положение дел в этой области, на наш взгляд, остаётся неудовлетворительным. Процесс разработки локальных учебных географических атласов в настоящее время не принял, как предполагалось, массовый характер, а уровень распространения и применения таких пособий в общеобразовательной школе является крайне низким. Можно также утверждать, что структура современного школьного курса географии не способствует более широкому внедрению крупномасштабных картографических произведений в процесс обучения в рамках этой дисциплины [9].
Необходимостью найти пути решения этих проблем и обоснована разработка сотрудниками кафедры МОГиК РГПУ им. А.И. Герцена и отделения географического образования Русского географического общества данного интернет-ресурса "Учебные географические атласы административных районов России". 

Список литературы:

  1. Атлас Выборгского района города Санкт-Петербурга /гл. ред. Ю. Мочалова. – СПб.: ЗАО "Центр делового развития", 2004. – 48 с.
  2. Атлас Демянского района Новгородской области /сост. и науч. ред. В.Г. Васильев. – СПб.: Салезианский центр "Дон Боско", 1997. – 32 с.
  3. Атлас Калининского района Санкт-Петербурга /сост. и гл. ред. С.В. Васильев. – СПб, РГПУ им. А.И. Герцена, Салезианский центр, 2002. – 32 с.
  4. Атлас Красносельского района Санкт-Петербурга /сост. и гл. ред. Васильев С.В. – СПб, Салезианский центр "Дон Боско", 1999. – 34 с.
  5. Атлас Невского района Санкт-Петербурга /сост. и гл. ред. Васильев С.В. – СПб.: СЦДБ, 1997. – 32 с.
  6. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. – М., 1960. – 450 с.
  7. Васильев С.В. Мухин А.С. Крупномасштабные атласы городских административных районов как средство формирования образа ближайшего территориального окружения школьника // География: проблемы науки и образования. LXIV Герценовские чтения. Материалы ежегодной международной научно-практической конференции LXIV Герценовские чтения, посвящённой памяти А.М. Алпатьева, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 21-23 апреля 2011 года / Отв. ред. В.П. Соломин, Д.А. Субетто, Н.В. Ловелиус (коллективная монография). – СПб.: Астерион, 2011. – С. 347 – 351.
  8. Васильев С.В. Подболотова М.И. Экологическое обучение и воспитание в системе школьного географического образования: Монография /С.В. Васильев, М.И. Подболотова. – М.: МГПУ, 2010. – 196 с.
  9. Васильев С.В. Соломин В.П. Экологизация географического образования: Сущность. Развитие. Реализация: Учебное пособие /под. ред. проф. В.П. Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 159 с.
  10. Ерохина Н.Н. Исследовательская деятельность школьников при обучении географии в условиях сельской школы.: дис. … канд. пед. наук. /Н.Н. Ерохина. – СПб., 2008. – 145 с.
  11. Зиновьева М.С. Мухин А.С. Психологическое обоснование использования крупномасштабных картографических произведений в рамках школьной географии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. – С. 365 – 372.
  12. Историко-картографический атлас города Петрозаводска /ООО «Карелгеоцентр»; [гл. ред. В. Ландграф]. – Петрозаводск: ПетроПресс, 2010. – 88 с.
  13. Курортный район Санкт-Петербурга. Справочный материал для школы. – СПб.: СЦДБ, 2004. – 27 с.
  14. Леонтьев П.А. Учебные крупномасштабные картографические изображения в тетрадях-атласах С.П. Бобина для средней школы (1924 – 1930) // География: проблемы науки и образования. LXIII Герценовские чтения. – СПб.: «Полиграф-ресурс», 2010. – С.640-643.
  15. Мухин А.С., Пачина С.Л. Создание учебных географических атласов административных районов России на территории Урала // Географическое изучение территориальных систем: сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. студ., асп. и молодых учёных / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2011 – С. 43 – 47.
  16. Ряднов В.А. Уроки родиноведения (применительно к московскому горизонту) и элементарный курс отечественной географии (отечествоведение) с приложением многих политипажей, планов карт, иллюминованных рисунков и пробных уроков /сост. В. Ряднов, преподаватель 1-й и 2-й Моск. Воен. Гимназий. – М.: Бр. Салаевы, 1875. Вып. 1. – 156 с.
  17. Соловьёва В.Ю. Методика использования локальных учебно-методических комплексов при формировании эколого-краеведческих знаний в школьном географическом образовании: дис. ... канд. пед. наук. /В.Ю. Соловьёва. – СПб, 2006. – 164 с.
  18. Справочник по военной топографии / сост. Ф.Я. Герасимов. – М.: Военное издательство министерства вооружённых сил Союза ССР, – 1946. – 127 с.
  19. Тетрадь для самостоятельных работ по географии. Курс вступительный / сост. А.П. Нечаев. – Петроград, 1915. – МРГПУ им. А.И. Герцена, Лд-Н5, ОФ, – 188 л. 
  20. Эколого-краеведческий атлас Приморского административного района Санкт-Петербурга / гл. ред. Родионова И.В. – СПб, 2003. – 28 с.
 
  191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, корп. 12,
Кафедра методики обучения географии и краеведению РГПУ им. А.И. Герцена

© Васильев С.В., Мухин А.С. 2010 - 2017.                  Поддержка проекта
Тел.: +7 (9O4) 6OO-17-61
E-Mail: info@local-atlas.ru

Разработка сайта - Михайлов А.Р., Мухин А.С.